Знание
Следует знать, чтобы быть в силах.
Человеку стоит знать других и границы возможного. Смело допускать, умело и уместно использовать знание, предвосхищая момент. Разобраться со временем, подняться над ходом вещей и отношений, течением событий – то, что для этого нужно. Снаружи нет выхода – все входы и выходы внутри – в собственных выводах и решениях.
Человеку стоит знать себя и свои возможности. Это знание должно быть постоянным, чтобы избегать ошибок и закрывать их последствия, сохранять собственную чистоту и ясность. Предложенное миром не предел. Такой взгляд может преодолеть границу видимого, осознав и осмыслив его. И видимое и себя.
Возможность
Возможности, нарождающиеся необходимости, проходят естественный отбор по пути из будущего в настоящее. Проявившись насущной необходимостью, остаются в прошлом во всей своей однозначности, у неготового порождая нужду, у готового – достаток.
Кажется, что результаты усилий человека зависят от него самого… Но объекты и отношения формируют обстоятельства, обстоятельства и отношения складываются в ситуации, ситуации через отношения разрешаются в событии относительно и безотносительно человека. Да, и сам он – объект, сформированный элементами и отношениями – фокус обстоятельств. Как и его собственный организм – инструмент, которым он стремится к поставленным целям – случайное соединение атомов, функционирующее по собственным законам. Достаточно того, что глаз видит, а ухо слышит, и это не заслуга человека – так сложилось и стало обычным для него.
Наивно предполагать, что за пределами тела больше определённости. Стоит сосредоточиться на правильном движении и учёте обстоятельств для достижения результатов.
Необходимость
Никакой набор готовых решений не может учесть непрестанно меняющиеся обстоятельства. Рано или поздно, в той или иной мере человек окажется несостоятельным со своим готовым арсеналом предопределённого взаимодействия или останется замкнутым, заключенным заложником аквариума готовых решений.
Непосредственное взаимодействие требует от человека учета и своевременного исполнения необходимости. Действия без необходимости и бездействие при ее наличии порождают долги и обязательства, прежде всего перед самим собой, формируют состав, где вина играет не последнюю роль, с негативными последствиями сожаления для душевной полноты и присутствия духа.
Главное не то, что человек хочет или нет, а то, что он может или не может. Желания становятся тяжким бременем, сталкиваясь с необходимостью или невозможностью их реализации.
Конструктив
Ошибка и заблуждение не иметь собственной политики и стратегии жизни и поведения, жить в мире, как в раю. Добросовестные – если у человека нет для этого способностей, возможностей и умений.
Политика и стратегия жизни и поведения продукт конструктивной переработки неизбежных проб и ошибок – на это требуются ресурсы, в т.ч. и время. Обе поддерживают дух, его присутствие и избавляют от простодушия.
В мире, где есть правила, тем более в мире, где их нет, наличие и ведение своей игры будет крайне полезно, умелое и искусное особенно.
Комфорт
Мысль о том, что человек может, как ему угодно и сколь угодно долго, идти против своего внутреннего существа, как и против мира, или бесконечно следуя им и потакая – несостоятельна. Переживание неразрешённых сомнений и чувства, раздирающие на части естество, сожрут человека гораздо раньше, чем он успеет в этом убедиться своим умом. Фантазии представлений человека, в том числе и о себе, неистребимы, особенно для недисциплинированного ума и распущенных чувств. Наивный бред для взрослого – уже не неведение.
Если человек будет всё время переживать о том, что он занимается не своим делом, он потеряет и свои способности, и свои умения и, в конце концов, лишится всего. Стоит заниматься собственным делом и собою прежде всего.
Если неудобно, нарастание сопротивления дискомфорта при добавлении усилий и ускорении станет препятствием. Всё начинается с неловкости. Должно быть удобно.
Новое
Повторяя старое, человек может рассчитывать только на скорость и частоту – количественные показатели и результаты своих усилий и действий. Это приятно – повторение пройденного даёт искаженное ощущение знания, силы, определенности и собственного могущества, которые с каждым проходом уменьшаются в действительности. В пределе, если человек дважды проезжает по одному и тому же месту, то он сползает назад. И, чем больше повторов, тем больше отставание – энтропия не дремлет.
Повторяя старое, человек старается сохранить достигнутое. Но внешние и внутренние изменения требуют актуализации старого для сохранения: поиска, выбора и освоения нового – так же, как и для развития, в том числе опережающего и особенно прорывного. Качественное развитие и результаты возможны только через освоение нового.
И, если со старым все понятно и определено, то многообразие и разнообразие нового приводит к необходимости рационального выбора. Беспорядочное освоение нового наталкивается на моральные и физические ограничения человека: новое формирует новые связи и отношения в процессе усвоения, преобразует, изменяет и ликвидирует старые. Процесс изменения, приятия и ассимиляции болезнен, часто мучителен – это тяжело выносить морально – требуется недюжинное присутствие духа. Он же потребляет много энергии еще до того и если принесёт отдачу. Что, в свою очередь, нуждается в серьезном запасе душевных сил и обладании душевной полнотой, где истощение не редкость.
Но главное! Что может быть ориентиром и на что можно ориентироваться, делая выбор в пользу одного или другого в огромном многообразии возможностей нового, учитывая ограниченность ресурсов самого человека на его освоение? Что из возможного имеет смысл, а что нет!?
Можно опереться на авторитетное мнение, но ценное такое тянет за собой зависимость, обязательства и долги. Следование общественным и институциональным смыслам – аналогично – несколько менее накладно, но труднее преодолевается из-за массового участия. Самостоятельные рассуждения применимы, но не всегда уместны, успевают ко времени и часто нуждаются в поддержке, во многом опираясь на предыдущие два.
Смысл – весьма специфическая субстанция и недоступен тому, кто им уже не обладает. Без последнего увидеть, а тем более уловить смысл, во внешних по отношению к субъекту вещах и явлениях не представляется возможным.
Восстановление смысла в себе, как универсального внутреннего и собственного ориентира, эталона и меры – принципиально решает задачу грамотного освоения нового, сохранения и актуализации достигнутого. А значит качественного движения и бытия самого человека.